Мои дети программируют с 8 лет, и им не надоело. Вот что я для этого делаю

7 минут чтения
24.08.2022
Разработчик игр может зарабатывать от 47 тыс. грн в месяц, программист Java – от 40. Возможно, вам нравится эта тенденция и вы уже подыскиваете IT-школу для сына или дочери. Но даже если ваш ребенок не станет разработчиком – программирование развивает креативность и логическое мышление и может пригодиться в любой профессии. Хочу поделиться собственным опытом, как заинтересовать программированием и на какие моменты обращать внимание, когда вы выбираете IT-обучение.
Когда и с каких программ лучше начинать обучение
Со своими старшими детьми, Алисой и Артуром, я начал заниматься с 8 лет. Посвящал учебе где-то по 2-3 часа в неделю. Три года практики – и они запросто пишут несложную игру в Scratch (графический редактор) или программу на Arduino (платформа для разработки).
Сначала они просто копировали за мной, потом разбирались, что делает каждый блок и пытались его менять. После этого дети могли совершить нечто подобное самостоятельно. Я пытался выбирать интересные задачи: детям нравилось, когда что-то двигалось, издавало звуки и тому подобное.
По моему опыту, больше всего малышей увлекают работы и игры. Поэтому я советовал бы начинать с программирования игр в Scratch или создания роботов на Arduino или Lego. Даже самых маленьких можно привлекать к программированию: мой шестилетний сын с братом сделал программу в Scratch, где их фото меняются под музыку.
Если ребенку не нравится – не спешите заключить, что программирование не для него. Попробуйте разные подходы. Если игры и работы не входят, обратите внимание на хобби ребенка. Например, малыш в восторге от собак или бабочек. Тогда первый проект посвящаем именно им. Это может быть модель зоомагазина в Excel или простая игра в Scratch, где собака ловит бабочек. Мы часто используем этот подход в наших школах и почти всегда он работает.
Как понять, есть ли прогресс в обучении
Не следует ожидать, что ребенок начнет писать код сразу. Ее мышление – это образы, а не точные правила или определения. Ребенок может не знать, что такое причастие, но употреблять его в разговоре. Так же и в программировании: сначала малыши учится общаться и лишь потом изучают абстрактные определения.
В 8–9 лет детям трудно объяснить, что именно они не понимают. Поэтому повторить код за преподавателем без ошибок – это уже достижение. А через год-два ребенок уже начинает писать код самостоятельно. Например, может написать программу для сортировки данных. А к этому моменту нужно много практики и поддержки.
Что делать, если сначала нравилось, а потом «не пошло»
Попытайтесь понять, в чем проблема. Обычно это либо «не интересно», либо «не понятно». Если ребенок не понимает, то ему нужно больше времени и больше поддержки. Иногда следует сменить учителя.
Если это не помогает, попробуйте изменить направление обучения. У нас в школе это обычная практика. Например, два наших ученика два года учились на робототехнике. Во время летнего интенсива они попробовали веб-программирование и уже в сентябре там начали учиться. А еще один ученик, также сначала пришедший на робототехнику, решил, что в будущем хочет создавать 3D-игры. И таких примеров много.
На что стоит обратить внимание, когда вы выбираете школу программирования для ребенка
Вот несколько главных моментов:
Если во время работы дети совершили ошибку и нашли ее самостоятельно – это запоминается гораздо лучше, чем когда решение подсказал преподаватель. Был случай, когда наш ученик Саша Гусар писал собственную игру Triangle Master. После очередного усовершенствования она перестала работать. В результате ему пришлось переписывать весь код: целый месяц он разбирался, что было не так. Уверен, что правильный вариант он запомнит надолго.
200 лет назад 85% людей не умели читать или писать, 50 лет назад мало кто умел работать на компьютере. Программировать сейчас умеют только 3%, но речь идет о том, что программирование станет таким же необходимым навыком, как знание Microsoft Word.
CEO школы робототехники Robocode, управляющий партнер частной школы Future School of Technology, преподаватель математики
Роман Божок
Автор статьи:
А если «не интересно» – вспоминайте, чем интересуется ваш малыш. Мечтает стать блоггером? Предложите написать приложение для будущего блога или описать процесс программирования робота.
Результаты воспитанников. Поинтересуйтесь, принимают ли воспитанники школы участие во внутренних и межшкольных соревнованиях, побеждают ли у них. Посмотрите соцсети или YouTube-канал школы: там, как правило, рассказывают о результатах и проектах учащихся. Также о проектах учащихся можно расспросить у администратора или менеджера школы.
Отношение тренера к детям. Следует посетить открытый урок вместе с ребенком: оценить, как преподаватель общается с детьми, подает материал. Если вам понравилось, после нескольких уроков стоит еще расспросить ребенка, интересно ли ему на уроках, понятно ли преподаватель объясняет. Важно, чтобы тренер не сразу подсказывал правильное решение, если ребенок ошибся, а побуждал самостоятельно искать ответ. К примеру, спрашивал: «что еще можно сделать?», «а как ты еще не пробовал?».
Материальное обеспечение школы. Большой плюс, если у школы есть центральный офис, программы постоянно обновляют, проводят обучение преподавателей, тестируют их. Обо всем этом следует расспросить у администратора. Если вы отдаете ребенка на робототехнику, важно, есть ли у школы интересные работы. Поинтересуйтесь, кто производит эти роботы. Если школа – значит, там есть свой R&D (отдел исследований и разработок – прим. ред.) и работают программисты-инженеры высокого уровня.
Форматы обучения. Если в школе используют различные форматы – дети не будут скучать. Тренинги всегда оживляют обучение. Если это игра у заказчика и программистов, то «заказчики» пишут ТС, проверяют результат. А «программисты» пытаются победить в тендере, сделав лучшую презентацию и код. Еще очень хорошо зарекомендовал себя формат отдельных проектов. Например, команда учащихся разработала каллиграфическую машинку, пишущую красивым почерком. В процессе разработки ребята научились паять, управлять шаговыми двигателями, строить модели для 3D-печати. Такие форматы помогают детям еще и научиться работать в команде.
Возможность проявлять инициативу и ошибаться. Чем меньше школа напоминает классическую – тем лучше. Дети гораздо лучше работают над самостоятельно избранными задачами. К примеру, в RoboCode мы проводим соревнования Robocode Contest Project. Учащимся нравится, что они сами решают, с кем будут в команде. Также команда самостоятельно выбирает проект, над которым будет работать. Сделать проект нужно через месяц, детям помогает куратор. А после завершения презентации проекта мы выкладываем в сеть: ее оценивают пользователи и наше жюри.
Отзывы учеников Robocode
Отзывы учеников Robocode
Александр Гусар
Game Development
Антон Чеботарёв
Pro Java
Ярослав Демченко
Robo
Лев Вярвельский
Pro Unity
Даниил Галицкий
Java
Андрей Руденко
Robo
Pro Java
Pro 3.0 (Expert)
Александр Гусар
Game Development
Антон Чеботарёв
Pro Java
Ярослав Демченко
Robo
Лев Вярвельский
Pro Unity
Pro 3.0 (Expert)
Pro Java
Даниил Галицкий
Java
Андрей Руденко
Robo

Остались вопросы?

Заполните форму справа, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас и ответят на все вопросы!
Заполните форму ниже, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас и ответят на все вопросы!
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ